РОСПОТРЕБНАДЗОР ПОШЕЛ НАВСТРЕЧУ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ

 РОСПОТРЕБНАДЗОР ПОШЕЛ НАВСТРЕЧУ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ

Ведомство удалило из положений законопроекта, регулирующего интернет-торговля, возможность блокировки торговой онлайн-площадки за неполное и недостоверное информирование покупателей. Кроме того, требования проекта теперь распространяются только на товарных агрегаторов, а не на всех поставщиков, как предполагалось изначально. В результате выиграть должны как сами онлайн-торговцы, так и их потенциальные покупатели. 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внесла ряд поправок в проект закона, регулирующего порядок деятельности интернет магазин. В соответствии со скорректированной позицией ведомства, под действие нового закона должны попасть только товарные агрегаторы в сети Интернет, а не все онлайн-поставщики. Более того, Роспотребнадзор согласился с отменой как требования о блокировке сайтов нарушителей законодательства о защите прав потребителей, так и внесения соответствующих изменений в статью 27.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

Эти поправки были внесены в законопроект после его публичного обсуждения. Большинство интернет-магазинов действительно теперь могут почувствовать себя спокойно, ведь в новой редакции проекта теперь фигурирует понятие «агрегатор товаров (услуг)», которым законодатели заменили термин «поставщик». В документе указано, что агрегатор не является фактическим продавцом товара или услуги, а только выполняет роль своеобразного посредника, принимая деньги у потенциальных покупателей. Именно на компании-агрегаторы законодатели собираются распространить действие Закона о защите прав потребителей. До сих пор деятельность таких компаний не входила в сферу его правового регулирования, благодаря чему их было трудно, а порой просто невозможно, привлечь к ответственности за подобные нарушения. 

Также в законопроекте Роспотребнадзора уделено особое внимание праву покупателя на информацию - как о предлагаемых товарах и услугах, так и о самой компании-посреднике. Именно этот момент до сих пор является самым слабым звеном в онлайн-торговле. Зачастую посетители интернет-магазина покупают товар, а потом, даже в случае явного брака, не имеют возможности его вернуть или обменять. Связано это с тем, что на сайтах компаний-агрегаторов очень часто отсутствует информация об адресе, полном наименовании и контактных данных продавца или посредника. Более того, если товар является заведомо некачественным или не соответствует заявленным характеристикам, сайт может просто-напросто перестать работать. А покупатели в этом случае останутся вовсе ни с чем. 

Теперь, в случае принятия закона, начиная с 1 января 2016 года, агрегаторов обяжут предоставлять покупателям полную и достоверную информацию о предлагаемых им товарах или услугах, чтобы обеспечить возможность их правильного выбора. При этом, к обязательной информации о товарах будут отнесены сведения об их цене в рублях, основных потребительских свойствах и условиях приобретения. 

Кроме того, покупатель должен быть проинформирован о сроке годности или сроке службы товара и о гарантии, которую предоставляет производитель. В соответствии с новой редакцией закона о защите потребителей, ответственность компании-агрегатора за нарушение информирования потребителей будет уравнена с ответственностью продавцов и исполнителей работ/услуг.

Эксперты считают, что изменения, внесенные Роспотребнадзором в законопроект, являются хорошей новостью для всех онлайн-продавцов. Ведь блокировка той или иной торговой онлайн-площадки даже на несколько дней потенциально могла бы нанести существенные убытки интернет-магазину. Аналогичное мнение ранее высказывал и президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, отвечая на соответствующий вопрос нашего портала. 

В новой редакции проекта такая блокировка не предусмотрена, поэтому инициатива становится более лояльной к продавцам, в тоже время реально повышая защиту покупателей. Ситуаций, когда потребитель будет получать при покупке в онлайн-магазине совсем не то, на что изначально рассчитывал, должно стать гораздо меньше. В результате лояльность граждан к интернет-торговле должна заметно возрасти. А следом неизбежно вырастут и обороты онлайн-магазинов, благодаря чему в выигрыше окажутся обе стороны торговых отношений.